22 ноября 1960 года день рождения автомобилей «Запорожец»
– марки советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо
малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье
(позднее – Запорожский автомобильный завод, или АвтоЗАЗ). Первым в
линейке этой украинской марки появился «Горбатый» – ЗАЗ-965. Стоил
первый народный «Запорожец» 1200 рублей, и в стране, где автомобилей
практически не было вообще, за «Запорожцами» стояли огромные очереди.
По
заданию партии народный автомобиль начали разрабатывать в Москве, взяв
за основу популярный в Европе дешевый Fiat 600 конструктора Данте
Джакозы. На заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) появилась опытная
заднемоторная микролитражка «444». Первый ее образец появился еще в 1957
году, а второй – в 1958-м. Советский автомобиль получил большие
13-дюймовые колеса против 12-дюймовых у итальянца и увеличенный клиренс.
А вот двигатель у нас использовали свой – вариант двухцилиндрового
мотоциклетного движка Ирбитского завода мощностью всего 17,5 л.с. Своего
двигателя, подобного итальянскому четырехцилиндровому жидкостного
охлаждения, у нас не было. В 1959 году уже для будущего «Запорожца» были
изготовлены два опытных четырехцилиндровых мотора воздушного охлаждения
– оппозитник ЗАЗ-965Г и V-образный агрегат ЗАЗ-965В. Первую партию
серийных машин завод собрал 22 ноября 1960 года и до конца года выпустил
около полутора тысяч «Запорожцев».
Под маркой «Запорожец»
(экспортный бренд — Yalta) с 1960 по 1969 год произвели 322 106 единиц
«горбатых» ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А. Последний отличался более мощным
27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 куб. см.
Его отличали также новое рулевое колесо, подфарники в крыльях,
декоративный молдинг вдоль боковины кузова, хромированная декоративная
решетка радиатора.