Пятница, 19.04.2024, 18:22

Меню сайта
Главная Форум Файлы Статьи Галерея Видео
Рекламное место
Случайные файлы
[23.08.2012][Схемы]
Дополнительные рисунки и схемы к Руководству по эксплуатации и ремонту ЗАЗ-965
(Загрузок: 999)
[03.02.2012][Автокниги]
Карбюраторы "Солекс": Топливные насосы, Системы зажигания
(Загрузок: 836)
[27.05.2011][Книги]
Автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967М. Руководство по войсковому ремонту (РС)
(Загрузок: 833)
Опрос
ГАИ СССР, ГАИ России - Кто работоспобней и добросовестней
Всего ответов: 33
Наши баннеры
           
 
Главная » Файлы » История

История создания ЗАЗ-965
20.01.2010, 21:15

ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль. Выпускался с 1960 по 1964 год с двигателем объёмом 0,7 литра. Модификация ЗАЗ-965А - с 1962 до 1969 года с двигателем 0,9 литра.

После снятия с производства «Москвича-400», в типаже советских «легковушек» освободилось место лёгкой, недорогой машины на четырёх человек, так как следующая модель МЗМА была ощутимо крупнее, мощнее и вместительнее своего предшественника. Между тем, потребность в таком автомобиле оставалась. Об этом говорили и многочисленные письма от населения с просьбами освоить в производстве простой и дешёвый легковой автомобиль, адресованные автомобильным и мотоциклетным заводам.

Классическая компоновка для машины такого размера и массы была нерациональна, так как ограничивала полезное пространство салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля из-за наличия карданного вала. От переднего привода создатели автомобиля отказались сразу, так как он не обеспечивал необходимой для отечественных условий эксплуатации проходимости и долговечности, был непривычен для производственников и автомобилистов. Большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы на основе заднемоторной компоновки, именно на ней и было решено остановиться.

Созданию «Запорожца» предшествовала разработка целого ряда прототипов, разработка и постройка которых дали возможность определиться с требованиями к автомобилю этого класса, отработать отдельные элементы конструкции и дизайна. Например, в 1955 году был построен опытный экземпляр очень самобытной «Белки» НАМИ-050 вагонной компоновки (дизайнер Юрий Долматовский), имевшей длину чуть более 3,3 метра, заднее расположение силового агрегата, достаточно просторный салон и переднюю часть кузова, откидывающуюся вперёд-вниз для посадки на передние сидения. Существовал и «сельский» вариант с упрощённым кузовом (дизайнер Эдуард Молчанов), а также целый ряд иных прототипов.
 
Fiat 600 — прототип ЗАЗ-965.
 
Задняя стенка кузова «Фиата» была покатой, без «горба».
 
ЗАЗ-965А

Однако, как и остальные прототипы, «Белка» была ещё «сырой», и имела целый ряд неустранимых недостатков — в первую очередь проблемы с герметичностью салона из-за откидного передка кузова, а также слабый и недолговечный мотоциклетный двигатель, и так и не была доведена до серийного производства. Впоследствии за образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший» автомобиль FIAT 600 итальянского производства с более традиционными дизайном и компоновкой.

Первые образцы получили обозначение Москвич-444 и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».

Для выпуска автомобиля решили рекоструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье, ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники, а также — завод лёгких дизелей в Мелитополе. Сам автомобиль спроектировали совместно АЗЛК и несколько автомобильных институтов, включая НАМИ и МАМИ.

От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской (торсионной, у «Фиата» же она была выполнена на поперечной рессоре) и увеличенным размером колёс, соответственно, были изменены колёсные ниши и общая компоновка; стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, появились «форточки»; кроме того, кузов приобрёл более современный дизайн — в то время, как FIAT 600 был двухдверным понтонным фастбэком с покатой задней стенкой кузова и имитирующими отдельные крылья выштамповками, ЗАЗ приобрёл все черты трёхобъёмного двухдверного седана. Двери при этом остались навешенными на задние петли.

Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки.

Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65. Но он оказался малоподходящим для автомобиля и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс — не более 30 тыс. км до капремонта. Позднее, в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroën 2CV. Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 — так же оппозитный, но двухцилиндровый.

К 1959 году, были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них (965Г — оппозитный, сохранивший схему «Ситроена») был признан непригодным — он имел расположенный снизу распредвал, что затрудняло обслуживание, и был слишком большим по габаритам. Второй (965В), более оригинальный — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании.

Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК, как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.

В конце концов, пришли к компромиссному варианту — ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объём 877 кубов (с возможностью наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.

Однако, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а — сзади маховиком вперёд. Шумность мотора военными не нормировалась. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом рассчитан именно на переднее расположение и охлаждение обдувом встречным потоком воздуха. Но имелось одно очень важное отличие — двигатель на «Запорожце» комплектовался вытяжным вентилятором, а не нагнетающим, как на военном ЛуАЗе. Это по замыслу разработчиков должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади.

Позднее, модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969, которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца"».

Категория: История | Добавил: krevedko
Просмотров: 2421 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Пятница
19.04.2024
18:22


Логин:
Пароль:
Категории
Из журнала За рулем [2]
Старые статьи из журнала За рулем
Все модели ЗАЗ [10]
Все модели ЛуАЗ [2]
История [9]
Модернизация [9]
Полезное [5]
Тюнинг [3]
Разное [1]
Поиск
Реклама


АВТОСАЙТ-информационно-технический портал
Посетители
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Хостинг от uCoz