Вот и появился на свет новый мотор. Поиски, разработки, сотни метров ватмана - все это уже воплотилось в металл. Но история двигателя начинается задолго до первого наброска. Каждая машина, каждый агрегат заключает в себе опыт, трудовые и инженерные традиции большого коллектива.
Несколько токарных, сверлильных и фрезерных станков в 1 длинном полутемном сарае, здесь же разместились "литейная” и пробное отделение. Так выглядел "Чугунолитейный и иностроительный завод”, основанный в Мелитополе в 1908 году неким Заферманом и выпускавший нефтяные двигатели шведской конструкции.
Шли годы. Летом 1917-го волна революционных событий докатилась до Мелитополя. Профсоюзы металлистов, обувщиков, железнодорожников целиком перешли на сторону большевиков. В ноябре в городе был создан ревком, председателем которого стал строгальщик Н. И. Пахомов. С оружием в руках отстаивали рабочие завоевания революции.
ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль. Выпускался с 1960 по 1964 год с двигателем объёмом 0,7 литра. Модификация ЗАЗ-965А - с 1962 до 1969 года с двигателем 0,9 литра.
В 1908 году был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАЗ.
С 1961 по 1994 год запорожский автозавод «Коммунар» выпустил их больше трех миллионов. Понятно, «Запорожцы» не отличались надежностью, но были чрезвычайно живучими, на тему чего сочинено неисчислимое количество баек. Да уж, неисправности редко мешали зазоводу добраться до цели или, на худой конец, до сельской кузницы... А звуки! Как ревел мотор в этой чудо-машине! Был и такой анекдот: «Какая машина самая тихая? – «Запорожец»: когда в нем сидишь, уши закрыты коленями!»
Автозавод Коммунар в Запорожье производит серийно легковой автомобиль ЗАЗ-968A, который отличается от его предшественника улучшенными динамичными и экономическими характеристиками. Запорожец должен быть обязанным своей популярностью как раз этому обстоятельству. В ГДР, ФРГ и других европейских странах экспортируется до 100.000 различных моделей Запорожцев.