Автомобили, которые не стали на конвейер «Серия 970»
19.05.2011, 17:21
ЗАЗ-970 1961г.в Первый образец семейства. Ориентировочно в 1961 году на заводе "Коммунар" под руководством Ю.Н.Сорочкина на базе перспективной тогда модели ЗАЗ-966 был спроектирован опытный грузовик ЗАЗ-970 грузоподъемностью 350кг. По сути, представленный на фотографии автомобиль был некой поисковой компоновочной работой. Машина заводчанами была прозвана "Точило" и в отличие от последующих машин 970-го семейства имела небольшой капот.
ЗАЗ-970Б «Целина» 1962 г.в: В 1962 году, с учетом накопленного на модели ЗАЗ-970 опыта, "Коммунар" представил целое семейство легких автомобилей 970-го семейства (все колесной формулы 4х2), среди которых был и цельнометаллический фургон ЗАЗ-970Б. Внешний вид всего семейства разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия "дизайн-центр" тогда еще не существовало) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов (еще работая на ЗМА, он участвовал в создании "Москвича-444"). Автомобили комплектовались форсированным до 27 л.с. двигателем от ЗАЗ-965А (располагался сзади) и стандартной коробкой передач. Помимо этого, автомобили унаследовали от ЗАЗ-966 независимую подвеску всех колес: переднюю торсионную на продольных рычагах и заднюю пружинную. Фургоны ЗАЗ-970Б имели перегородку между салоном и грузовым отсеком. Полезный объем грузового отсека составлял 2,5 куб.м. Грузоподъемность машины составляла 350 кг с водителем и пассажиром. Заднемоторная компоновка 970-го семейства обусловила своеобразие доступа к грузу в кузов фургона - грузовые двери располагались по обеим (!) сторонам кузова. Кроме того, в некоторых источниках есть упоминание о еще одной вспомогательной дверце сзади, над мотором. Стоит также отметить, что в силу V-образной конструкции двигателя, он "горбом" выступал в кузов, отчего грузовая площадка не была ровной по всей площади пола . К сожалению, на сегодня не известно о сохранившихся фотографиях вида сзади 970-го семейства.
ЗАЗ-970Г «Целина» 1962-1964 г.в В 1962 году завод "Коммунар", наряду с фургоном ЗАЗ-970Б и микроавтобусом ЗАЗ-970В, построил также пикап ЗАЗ-970Г предназначенный для перевозки 400кг груза и двух человек. Автомобиль имел открытую грузовую платформу, снабженную справа двустворчатой распашной дверью шириной 940мм. Погрузочная высота платформы, как и у фургона, составляла 500мм. По верху ниши, под которой располагался двигатель, имелся люк для его обслуживания. Построено не менее двух экземпляров.
ЗАЗ-970В «Целина» 1962-1964 г.в В 1962 году, наряду с фургоном ЗАЗ-970Б и пикапом ЗАЗ-970Г был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации - минивэн) ЗАЗ-970В. Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским - при сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175кг груза, а при сложенных двух рядах сидений - 350кг груза. Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным "горбом" выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга - между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна - по правому борту. К сожалению, на сегодня не известно о сохранившихся фотографиях вида сзади 970-го семейства.
Некоторые технические данные семейства. (в скобочках – данные модели «б» ) Основные размеры: База – 2100мм Колея передняя – 1200мм Колея задняя 1200мм Длинна – 3400мм Ширина – 1420мм Высота без нагрузки – 1650мм Собственный вес (без нагрузки) – 700 (750) кг Макс. Скорость – 75 (70)км/ч Двигатель расположен продольно сзади , ведущие колеса – задние Двигатель – 4-тактный, -образный, 4-цилиндровый, верхнеклапанный, с воздушным охлаждение. Мощность двигателя – 27л.с при 4000 об/мин. Рабочий объем двигателя – 0,887 л. Коробка передач –механическая, 4ступенчатая. Подвеска передняя – независимая, на торсионах с продольными рычагами. Подвеска задняя – на пружинах. Амортизаторы – гидравлические, телескопические. Шины – 5.20-13, бескамерные. Несущая система – днище кузова кузов (кузов) Автомобиль оборудован независимым от двигателя отоплением ,обогревом ветрового стекла, предпусковым подогревателем.