Внутризаводской пикап на базе ЗАЗ-965А. К производству такой автомобиль изначально не предполагался и использовался только как внутризаводской транспорт. Аналогичные машины создавались впоследствии на базе всех моделей ЗАЗ. По всей видимости, представленный на фото экземпляр изготовлен на базе позднего ЗАЗ-965.Пикап семейств "966"/"968"
Как и любой автозавод, ЗАЗ всегда делал пикапы на основе выпускавшегося ассортимента для своих внутризаводских нужд. Начало было положено еще моделью ЗАЗ-965П, созданной на базе "горбатого" ЗАЗ-965 и продолжено машинами семейств 966/968. Для создания внутризаводских развозных машин задняя часть кабины попросту обрезалась и за передними сидениями установлена стенка с окном. Образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен - не было ни откидных бортов, ни дверей. В дальнейшем из таких пикапов совершенно неожиданно вырос серийный ЗАЗ-968МП.
ЗАЗ-968МП
В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ-968М - пикап ЗАЗ-968МП. Сразу следует отметить, что пикапы аналогичной конструкции производились ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских нужд (характерный пример - ЗАЗ-965П). Однако же попавший в серию ЗАЗ-968МП – не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале 90-ых годов ХХ века в качестве развозной машины свой внутризаводской пикап.
По сути, ЗАЗ-968МП делался по стапельно-обходной технологии - у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Чтобы не допустить чрезмерной потери жесткости кузова, верх грузового отсека по усиливался путем приваривания П-образной круглой трубы, а поверх стандартного пола по периметру грузового отсека приваривался уголковый профиль, который в свою очередь служил основанием для грузового пола из 10-мм фанеры. Подготовленный таким образом кузов возвращался на конвейер и обычным путем шел на окраску и последующую сборку. Из оригинальных деталей использовался, пожалуй, лишь тент, укрепляемый по верху грузового отсека поверх его бортов. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен - не было ни откидных бортов, ни дверей.
Сложно сказать, были ли какие-то определенные предпочтения у автозавода в плане окраске этих пикапов, но большая часть машин из числа лично встреченных автором была окрашена в белый цвет и лишь одна машина была светло-голубого цвета. По некоторым данным всего было выпущено около 2500 пикапов ЗАЗ-968МП.
Кроме того, автору приходилось встречать упоминания о еще одной серийной модификации пикапа - ЗАЗ-968МВ. Ее отличия от ЗАЗ-968МП заключались в установке заводом трубчатой багажной полки на крышке капота (полка была рассчитана на 50 кг груза) и наличии тента с пологом из прорезиненного брезента, натягивавшемся на разборный трубчатый каркас.
ЗАЗ-968МП оснащался 30-и сильным двигателем.
Внутризаводская "Таврия"
Вскоре после постановки на конвейер нового переднее приводного семейства "Таврий" произошла и смена поколений во внутризаводском транспорте ЗАЗа. Следует отметить, что, как и прежде, эти автомобили создавались из забракованных кузовов, однако теперь они были гораздо более удобны для перевозки грузов, что было связано с передним расположением двигателя. Внутризаводские пикапы создавались путем удаления задней части крыши и ее стоек и установкой за передними сидениями установлена глухой либо остекленной перегородки.
На фото представлен удлиненный внутризаводской пикап - технологический транспорт, специально (!) предназначенный для перевозки готовых кузовов автомобилей по территории автозавода.