Сами заводчане датой создания завода привыкли считать 1863 год, когда голландец Абрагам Кооп создал на территории Российской империи завод по производству сельскохозяйственной техники.
В 1908 году был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАЗ.
В 1923 г. бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
В 1961 году завод был переименован в Запорожский автомобильный завод. Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец».
В 1970 году на конвейер вошёл обновленный «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» в г. Запорожье и двигателей с воздушным охлаждением в г. Мелитополь.
В 1988 году начался выпуск автомобилей «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.
В 1998 году завод переходит в полную собственность корпорации GM-DAT, в связи с чем компания переименовывается в акционерное общество «АвтоЗАЗ-Daewoo». Начинается сборка новых автомобилей .
Обновлен выпуск качественно нового автомобиля «Таврия-Нова». Завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo Lanos, Nubira, Leganza на Ильичевском заводе автоагрегатов (ХРП «ИЗАА»).
В 1999 году начинается выпуск лифтбэка «Славута», созданного на шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo.
В 2003 году завод меняет организационную форму и превращается в закрытое акционерное общество «Запорожский автомобильный завод» с участием иностранных инвестиций.
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. Начинается сборка автомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, «Ланос (Т-150)», «Opel Astra G».
В 2005 году на заводе создан научно-конструкторский отдел. Им были разработаны фургон на базе Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название ZAZ Lanos T-150. На ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA». Для модели Sens был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в Lanos 1.4.
В 2006 году «Запорожский автомобилестроительный завод» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».
В 2007 году была снята с производства «Таврия».
В 2008 году с конвейера сняты «Таврия-Nova» и «Таврия-пикап».
По состоянию на 2009 год завод изготавливает модели ZAZ-Sens (на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих), Таврия-Славута; собирает автомобили Opel, Chevrolet, Chery и ВАЗ. Начато сотрудничество с Kia Motors.
В 2009 году 10 сентября на заводе случился сильный пожар