Над созданием этого желтого кабриолета более трех лет
трудились десятки запорожских мастеров. Закончили они его в конце мая и сразу
выставили на суд публики на международном автосалоне SIA-2007, который проходил
в Киеве. Гости выставки сразу приметили необычное авто в павильоне советских
ретромашин - уж больно смахивало оно на экзотическую иномарку. А как только
увидели табличку: NEW ЗАЗ-965, многие просто потеряли дар речи.
Вот и появился на свет новый мотор. Поиски, разработки, сотни метров ватмана - все это уже воплотилось в металл. Но история двигателя начинается задолго до первого наброска. Каждая машина, каждый агрегат заключает в себе опыт, трудовые и инженерные традиции большого коллектива.
Несколько токарных, сверлильных и фрезерных станков в 1 длинном полутемном сарае, здесь же разместились "литейная” и пробное отделение. Так выглядел "Чугунолитейный и иностроительный завод”, основанный в Мелитополе в 1908 году неким Заферманом и выпускавший нефтяные двигатели шведской конструкции.
Шли годы. Летом 1917-го волна революционных событий докатилась до Мелитополя. Профсоюзы металлистов, обувщиков, железнодорожников целиком перешли на сторону большевиков. В ноябре в городе был создан ревком, председателем которого стал строгальщик Н. И. Пахомов. С оружием в руках отстаивали рабочие завоевания революции.
ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль. Выпускался с 1960 по 1964 год с двигателем объёмом 0,7 литра. Модификация ЗАЗ-965А - с 1962 до 1969 года с двигателем 0,9 литра.
В течении многих десятилетий отечественным производителем, Запорожским автомобильным заводом, выпускался в различных модификациях автомобиль «Запорожец». За долгое время накопился большой парк этих автомобилей и особенно модели ЗАЗ 968 и его модификаций. Машина показала себя неприхотливой, обладающей высокой проходимостью и неплохой нагрузочной способностью. Много автомобилей ЗАЗ являются незаменимыми помощниками в условиях села и города, сочетая в себе низкую стоимость и простоту в обслуживании.
Автолюбители, установившие на свой автомобиль электронную систему зажигания наверное уже оценили ее преимущества. Контактный же прерыватель продолжает по-прежнему доставлять хлопоты. Эрозия, окисление, загрязнение контактов заставляют автолюбителя периодически проводить работу по поддержанию их рабочего состояния. Избавиться от этих забот можно, если дополнить электронную систему зажигания формирователем импульсов с бесконтактным датчиком.
В 1908 году был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАЗ.